На главную страницу ЗАО Софткей
 Главная   Новости   Статьи   Пресс-релизы   Рассылки 
 
MS O365 test

Симулятор жизни как инструмент воспитания ребенка

05.04.2013 / Игры / Даниил Буров

Компьютерные игры для пользыВ родительской среде существует устойчивое мнение, что компьютерные игры для детей являются однозначным злом. И хотя самим родителям это абсолютно не мешает регулярно раскладывать на рабочем столе пасьянс, возделывать в офисном компьютере небольшую ферму или даже вечером в составе рейда нет-нет да и призвать какого-нибудь босса к ответу, поколебать такую точку зрения все равно остается достаточно сложно. Хочется отметить, что основная проблема все-таки заключается не в играх, а в их содержании. И если одни из-за чрезмерного насилия могут представлять для детской психики потенциальную угрозу, то другие – вполне могут стать эффективным воспитательным инструментом в руках молодого родителя.

Мне как отцу маленькой девочки с довольно-таки вредным характером (ну да, "какие гены, такие и чебурашки") регулярно приходится сталкиваться с ситуациями, вынуждающими растерянно чесать в затылке: как объяснить ребенку прописные истины? И, по отзывам других родителей, после завершения "милого возраста" таких проблем становится еще больше. Что делать? Возможно, стоит в качестве воспитательного эксперимента задействовать социальные симуляторы, где ребенок в доступной игровой форме поймет, "что такое хорошо, а что такое плохо". И, пожалуй, самым известным на сегодняшний день несетевым "симулятором жизни" является линейка игр The Sims от компании Electronic Arts.

Крупным планом

Небольшое отступление для "серьезных пап", у которых компьютер – это только инструмент для работы, чтения новостей, ну, и разглядывания всяких там "взрослых сайтов". Игра The Sims 3 (особенно в сочетании с дополнением "Карьера") является полноценным симулятором человеческой жизни. Пользователь создает одного или нескольких персонажей, связывает их системой отношений (муж и жена, родитель и ребенок и т. д.) и начинает управлять их жизнедеятельностью: искать источники заработка, распределять семейный бюджет между "на еду" и "за квартиру", копить деньги на "нормальную кухню" и даже справлять природные потребности. Житейские ситуации воссоздаются здесь с циничной точностью – то трубу прорвет перед самым выходом на работу, то деньги перед зарплатой закончатся, то тараканы заведутся. А разругавшийся с вами сосед непременно начнет вам пакостить.

А кто мечтал стать пожарным?Разумеется, даже "взрослым дядькам" в этой игре найдется занятие. Возможно, кто-то считает, что его судьба где-то не там свернула. И тогда можно попробовать другую карьеру – пожарного, сыщика или, может, изобретателя. Или кто-то внезапно взгрустнет по утраченной холостяцкой свободе, при которой "давно бы все было, и на мозги бы никто не капал". Таким здесь найдется место и для интересных увлечений, и для романтических похождений. Однако вернемся к практической стороне игры. С точки зрения главы семейства, у нее есть две однозначно сильные стороны: великолепный планировщик жилья и реалистичное отображение жизни. Первый пункт весьма кстати подойдет к ситуациям в духе "дорогой, а что если передвинуть наш холодильник туда". А второй – когда нужно ребенку объяснить, что будет, если что-то делать или не делать. По себе знаю, аргументы типа "станешь родителем, тогда поймешь" в детстве никогда не казались мне убедительными. И иногда для подтверждения своей правоты необходимо позволить ребенку совершить ошибку, чтобы показать, к каким последствиям это приводит. Так почему не дать ему это сделать в игре? В конце концов, во многих странах с помощью компьютерных игр даже военных тренируют.

В игре ребенок может побыть родителемПроблемы воспитания. Лучший способ объяснить ребенку проблему с вашей точки зрения – это дать ему самому побыть родителем. В "Симах" можно с нуля создать семью с детьми, довести влюбленную пару "до прилета аиста" или же выбрать готовое семейство с уже назревшими конфликтными ситуациями. А потом позволить своему отпрыску попытаться навести во всем этом бардаке порядок. Каждый персонаж в игре обладает своим набором черт характера и навыков (чистюля/неряха, трудоголик/лентяй, мастер на все руки/технофоб и т. д.), что непосредственно влияет на его поведение и мотивацию. И тут уже ребенку придется следить за распорядком дня, списком заданий и капризами своих подопечных. А когда в виртуальной семье присутствуют маленькие дети, можно со скрытым удовольствием наблюдать, как ваше чадо лихорадочно разрывается между работой, сменой памперсов, своевременной кормежкой и организацией детского досуга. Зато потом в схожей ситуации ребенку можно задать вопрос, как он бы поступил, если бы был на вашем месте.

Распорядок дня ребенка существенно влияет на жизнь его родителей. Порою, чтобы элементарно уложить его спать, приходится едва ли не с утра разыгрывать цепочку многоходовых комбинаций. И убедительно объяснить, почему "баю-бай должны все люди ночью спать", бывает довольно трудно. В "Симах" у персонажа есть вкладка естественных потребностей (бодрость, еда, общение, гигиена и т. п.), за поддержанием баланса которых игроку приходится пристально следить. И виртуальный герой отнюдь не стремится к самодисциплине. Он старается играть сколько хочет, есть когда придется или ложиться спать, когда вздумается. Довольно скоро это начинает отрицательно сказываться на его самочувствии, профессиональном развитии и способности выполнять игровые задания. Наконец, персонаж останавливается и начинает, эмоционально жестикулируя, недовольно ругаться с экрана (к счастью, используется непереводимая игра слов). И тогда уже ребенку приходится самостоятельно организовывать распорядок дня своего подопечного: заставлять его вовремя ложиться спать, читать книги вместо бесполезных развлечений или своевременно следить за своей гигиеной. Кстати, в игре есть и "полезные развлечения": просмотр кулинарной передачи развивает "симу" соответствующий навык, игра в шахматы улучшает логику, купание в бассейне укрепляет мускулатуру - все это приносит пользу в той или иной карьере.

Приучение к порядкуПриучение к ведению хозяйства. Юмор и реализм, с каким разработчики подошли к отображению насущных проблем, вызывает даже некоторое уважение. Для нормального ведения хозяйства в "Симах" необходимо регулярно убираться, выносить мусор, ходить в магазин и готовить. А в The Sims 3 появилась еще и функция стирки с наличием соответствующей бытовой техники на вкладке магазина. Если игнорировать свои обязанности, кухня и санузел начинают походить на помойку, из холодильника и мусорного ведра появляется неприятный запах, а растения на приусадебном участке погибают. Все это отрицательно сказывается на настроении персонажа и мешает получать ему призовые способности. К тому же виртуальный герой и его гости постоянно показывают пользователю свое неудовольствие, что даже самого принципиального неряху заставит прибраться.

Объяснение правил общественной жизни ребенку, вокруг которого с рождения все родственники водили хороводы, является делом непростым. В игре на примере отношений с виртуальными персонажами можно показать ему, как стоит и как не стоит вести себя с людьми. Эмоции и взаимодействие с компьютерными героями прописаны хоть и утрированно, но достаточно верно: на нехорошие поступки и реплики они обижаются, а чтобы заслужить их симпатию, необходимо немало постараться. Особенно наглядно это в делах "амурных", что наверняка станет полезным опытом для подростков. В любом случае самое негативное, чем в игре может закончиться общение, – это мультяшное изображение драки и неприятные воспоминания персонажа об этом событии. Причем физически более крепкий персонаж имеет больше шансов отбиться – лишний аргумент, чтобы загнать малолетнего сына в спортзал.

Дополнение "Карьера"Почему надо хорошо учиться. Раскрыть эту тему я когда-то пытался 11-летнему подростку. И все мои аргументы запросто разбивались о наивную улыбку пацаненка и его коронный прием в разговорах со взрослыми: "Та я дурак, у меня ничего не получится". И было видно, что на текущем этапе жизни такое положение вещей его вполне устраивает. Благодаря тому, что в игре время идет намного быстрее, здесь гораздо проще показать, к чему может привести такая позиция. Персонажа в "Симах" можно обучать с детского возраста. Чем больше он учился в детстве, тем с более лучшими задатками он переходит во взрослую жизнь. И, соответственно, имеет больше возможностей в выборе профессии, скорости карьерного роста и величине заработка. Хочешь машинку покруче и домик побольше? Тогда придется заставить своего персонажа подольше просидеть за учебниками, попыхтеть на тренажерах или неплохо заплатить за обучающие курсы. Просто так здесь, как и в жизни, ничего не дается. И, думаю, очень полезно - приучать ребенка к этой мысли с самого детства.

Кем стать, когда вырастешь. Как и в реальном мире, в "Симах" все завязано на деньги: они нужны для покупки еды, одежды, бытовой техники, оплаты приходящих счетов и т. д. Поэтому своего персонажа игроку приходится трудоустраивать. Вместе с упомянутым аддоном "Карьера" в игре представлен довольно широкий выбор профессий, причем за время жизни (а она у героев не бесконечная) даже удается перепробовать несколько штук. Подростковые персонажи – и это, на мой взгляд, отличный пример для ребенка – могут подрабатывать после учебы. Взрослые могут заняться частной предпринимательской деятельностью, устроиться куда-нибудь на работу или даже вести натуральное хозяйство, самостоятельно выращивая фрукты и овощи и продавая их в магазин. Причем для карьерного роста приходится постоянно учиться, совершенствуя свои навыки, а вот среднего размера грядку необходимо ежедневно обрабатывать практически весь световой день. Таким образом, ребенку несложно на примерах продемонстрировать банальное жизненное правило: кто на что учился, тот так и живет. Но если он приложит достаточно сил и времени, то сможет стать и признанным музыкантом, и заслуженным писателем, и успешным бизнесменом. Ну, или влиятельным криминальным авторитетом. :)

Итого

В настоящее время The Sims 3, не считая ее предыдущих частей, является единственной несетевой игрой такого масштаба, позволяющей детально моделировать любые бытовые ситуации. Благодаря этому дети в процессе игры получают полезный жизненный опыт, видят последствия своих поступков и могут делать выводы, как стоит себя вести, а как нет. В игровой форме они знакомятся с правилами поведения в обществе, основами ведения домашнего хозяйства, а также наглядно видят, что без учебы и самодисциплины ничего добиться в жизни нельзя. Разумеется, для получения максимально положительного результата родителям следует беседовать со своим ребенком, узнавая, что именно он вынес для себя из тех или иных ситуаций. И при необходимости давать правильные разъяснения, подкрепляя их собственным примером. Помимо этого у "Симов", как и у любой другой игры, есть еще одно полезное свойство: пока ребенок занят, в доме на какое-то время становится тихо. Хотя злоупотреблять этим, конечно, не стоит. Ведь всего - и даже таких хороших игр - должно быть в меру.


Ссылки по теме:

Автор статьи: Даниил Буров


Рубрики статей
Все статьи
Аналитика
Программы
Игры
Интернет
Авторские права
Интервью
События в мире ПО
Рассылки
Новости мира ПО
Статьи: Мир ПО
Статьи: Программы
Статьи: Игры
Архив выпусков
  «   Ноябрь 2018   »  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Поиск в архиве

Логин / пароль:
запомнить




Наши партнеры:

 САПР и графика



Написать редактору  | RSSЭкспорт новостей и обзоров


Rambler's
Top100 Rambler's Top100

Разработка компании «Битрикс»
Разработано
«Битрикс»


Copyright © 2001-2018 ЗАО «Софткей»