На главную страницу ЗАО Софткей
 Главная   Новости   Статьи   Пресс-релизы   Рассылки 
 
Черная пятница: грандиозная распродажа программ со скидками до 50%!

Лучший шрифт - тот, который ты сделал сам

10.12.2002 / Программы / Стас Нестеренко

Вы знаете, что такое шрифты? Конечно же, знаете. Например, каким шрифтом написано священное для каждого служащего слово "ОБЕД" на двери вашего отдела? А название книги, которую вы во время обеда читаете? А беспомощное объявление в месте массового потребления никотина "Не курить!"? Разве это важно, каким шрифтом набрана та или иная надпись? Оказывается, очень важно. Правильный подбор гарнитуры способен не только украсить заголовок документа, но и эмоционально окрасить передаваемую информацию, вызвать в голове читателя стилевые ассоциации.

На протяжении всей истории развития человечества нас окружал текст. У каждого исторического периода был свой шрифт, по которому и сейчас можно определить его временную принадлежность, будь то времена первопечатника Ивана Федорова, тревожные годы революции или период освоения дикого Запада. Разве перепутаешь аккуратную германскую готику с витиеватыми "загогулинами" арабской лигатуры? А сколько различных "оттенков", вариаций ширины, наклона, засечек или их отсутствия... Ну, разве не прелесть? У каждого шрифта свой характер, своя душа. Вот витиеватый "англичанин" - владелец заводов, газет, пароходов; а вот вальяжный грек - сидит на берегу теплого моря, мирно попивая "Метаксу". Вот дистрофик - курьером в типографии служит, издергали всего беднягу, а этот совсем еще ребенок - вон какие смешные закорючки выводит, не то что его учитель - письмо ровное, буковка к буковке, сразу видно - трезвенник.

Раньше над созданием шрифта художник трудился весьма усердно: для каждой буквы рисовались десятки чертежей, просчитывались углы наклона, различные варианты начертания. Далее гравер создавал печатное клише, принцип работы которого до сих пор сохранился в печатных машинках. С этого клише и печатался текст разработанным шрифтом. Современный создатель шрифтов избавлен от столь мучительного процесса. Сегодня для создания гарнитуры требуется совсем немного. Во-первых - время: от недели до месяца. Во-вторых - знания основ типографики, истории возникновения и развития шрифта. В-третьих, наличие чувства стиля. Иногда с этим у создателей бывают проблемы, и на свет появляются безликие и никому ненужные гарнитуры, бесполезно засоряющие директорию Windows/Fonts. Ну, и самое главное, без чего не обойтись современному Баскервилю - это собственно программа, при помощи которой будет создаваться шрифт.

Развитие шрифтового дизайна дало толчок к появлению соответствующего программного обеспечения. Наверное, самой распространенной программой для создания шрифта по-прежнему остается векторный пакет CorelDraw!, который можно успешно использовать для создания Type1 и TrueType шрифтов. Однако создать корректный рабочий шрифт в этой программе невозможно. Ее можно использовать для создания заготовок букв и, возможно, черновой версии шрифта. По этой причине пользователь вынужден искать более профессиональную среду, которая полностью приспособлена под "шрифтовые" нужды.

И тут на помощь приходит FontLab. Это полноценный высокопрофессиональный продукт, куда входят инструменты рисования, встроенный макроязык Python, а также механизмы инструктирования TrueType, эффективно пользоваться которыми нужно учиться не меньше месяца. Используя все те же векторные принципы работы, программа "дружит" со всеми известными на сегодняшний день шрифтовыми форматами. Мощный инструментарий (более 25 инструментов), более 30 операций трансформации - в том числе возможность создания теней, устранения проблем работы с кернингом, возможности просмотра готового шрифта и различных его комбинаций, применение слоев и масок, автоматизации процессов трансформации и расчетов необходимых параметров, конвертации из одного формата в другой, создание арабских и "гибридных" шрифтов. Все это делает FontLab несомненным лидером в области создания новых и редактирования уже существующих шрифтов, и программу можно рекомендовать всем профессиональным разработчикам, так как время, потраченное на изучение этой довольно сложной программы, не пропадет зря.

Второй программой, на которую хотелось бы обратить внимание читателя, является Macromedia Fontographer от знаменитого разработчика технологии Flash. Программа позволяет создавать свои и редактировать чужие шрифты, создавать логотипы и символы. При этом к созданным шрифтам можно применять различные эффекты заливок и освещения. У программы есть уникальная возможность соединения двух совершенно разных шрифтов в один, при этом новый шрифт будет наследовать элементы своих "предков".

Используя сканер или планшет, можно создать рукописный шрифт, который будет имитировать ваш почерк или почерк шефа. Представляете, какие перспективы открывает использование этой особенности программы? Кроме того, можно создавать свои шрифтовые библиотеки, а также вставлять в уже используемые вами шрифты свои символы. Ну, например, логотип компании или знак евро в часто используемый Times. Знакомый многим интерфейс продуктов Macromedia и совместимость созданных шрифтов со всеми платформами придется по душе профессиональным разработчикам. Этот продукт гораздо проще и дешевле, а потому наверняка понравится начинающим создателям шрифтов. Правда, корректный кириллический шрифт, используя детище Macromedia, получается создать далеко не всегда. Но в случае с латиницей и символами этот продукт полностью оправдывает свое существование.

Группа программ, которая позволяет применять различные эффекты к созданному шрифту, также очень разнообразна. Наиболее ярким ее представителем является FontTwister - программа, которая позволяет применять забавные эффекты к вашим шрифтам (ночь, страх, снег, мороз, свет, металл и многие другие). Конечно, этих эффектов можно добиться средствами Adobe Photoshop, но если вы не являетесь профессионалом в компьютерной графике, тогда проще использовать FontTwister.

Для просмотра всех шрифтов, установленных на вашем компьютере, создано огромное количество утилит. Выбор таких программ очень большой - это и простенькие FontSee, FontNav и FontView, и более профессиональные FontMatic, FontExpert и Typograf 4.0, которые, кроме стандартного просмотра, позволяют определять шрифт по его изображению, конвертировать и устранять периодически возникающие со шрифтами проблемы, а также получить полную информацию о шрифте, языке, количестве символов и разработчике. Поэтому недостатка в программах такого плана у вас точно не будет.

В продолжение темы шрифтового ПО мы публикуем интервью с лидером в области шрифтового дизайна, "законодателем мод" на российском рынке, известной компанией ParaType. На мои вопросы любезно согласился ответить коммерческий директор компании Сергей Бобрышев.

***

- Какое ПО использует ваша компания для разработки шрифтов?

- Художники используют программу Fontain - это наша собственная программа, первая версия которой была разработана еще при царе Горохе для компьютеров, работающих под операционной системой PDP. С тех пор она была много раз переписана и сейчас работает в Windows. Для обработки и построения шрифтов мы пользуемся программой FontLab. Для некоторых специальных целей иногда используем Fontographer. Есть еще десяток утилит - как нашего, так и чужого производства, - которые также используются в специальных случаях.

- Сколько времени требуется для создания шрифта (максимум, минимум)?

- Диапазон довольно велик. Некоторые "серьезные" шрифты делаются годами, особенно если не определены жесткие сроки, и художник волен в своих намерениях. При наличии контракта на разработку время от начала работы над шрифтом до его выдачи заказчику обычно составляет 1,5 - 2 месяца на начертание, иногда даже быстрее, если надо делать несколько близких по рисунку начертаний.

- Какова ваша ценовая политика? Говорят, что вы не работаете с частными клиентами, то есть человек, который готов заплатить за гарнитуру, в результате все равно не может у вас его купить. Почему?

- На шрифты производства ParaType и на ряд лицензированных ParaType'ом шрифтов других отечественных разработчиков шрифта установлена цена $14,4 за начертание. Она определена как себестоимостью разработки (в том числе стоимостью работ художников и технологов-оцифровщиков), так и временем окупаемости производства "инициативного" шрифта. Так, по инициативным шрифтам (разработанным по инициативе ParaType и поступающих в продажу по цене $14,4) среднее время окупаемости составляет примерно 2 года.

Стоимость отдельного начертания меньше в составе больших набора. Так, наборы ParaType Original on CD и ParaType Addendum on CD включают по 284 начертания и стоят по $2040 каждый. Т.е. стоимость одного начертания внутри набора составляет $7,2.

Стоимость шрифтов, собственниками которых являются другие фирмы, как правило, "диктуется" собственником и составляет $24 за начертание. Шрифты на западном рынке обычно стоят дороже - $25 - 35, - но нам в большинстве случаев удается убедить партнеров, что в России шрифты надо продавать дешевле... Таких шрифтов в составе библиотеки ParaType не много, менее 10%.

Компания ParaType - это в первую очередь производственная компания, розничной торговлей за наличный расчет мы не занимаемся, потому что это хлопотно - надо иметь кассовый аппарат, хранить кассовую ленту и т.п. К сожалению эти хлопоты пока не окупаются, частные клиенты из России обращаются к нам за шрифтами не более 10 раз в году. Тем не менее частные клиенты могут купить шрифты в интернет-магазине нашего сайта - www.paratype.com - по банковской карте. Те, у кого пока не нет банковской карточки, могут приобретать шрифты у наших дилеров. Например в магазине "Библион - Русская книга" продаются наборы наших шрифтов по цене $1-$2 за начертание.

- Не считаете ли вы, что, снизив цены, скажем, до 30 - 100 рубрей за шрифт, вы тем самым увеличите объем продаж и, за счет увеличения количества легальных покупок, уменьшите долю пиратов?

- Не считаем. Вернее, считаем и точно знаем, что на тот же объем продаж (в денежном выражении) мы не выйдем. Как не вырос бы объeм продаж, скажем аккордеонов, если бы сделали цену одного аккордеона в 100 рублей. Более того, мы наверняка увеличили бы оборот с увеличением цены, но мы стараемся этого не делать, чтобы дать возможность фирмам и частным клиентам приобретать шрифты легально. Практически за более чем 12-летнюю историю фирмы цена на шрифты не изменилась. Уже сегодня среди серьезных компаний пиратов меньше, чем легальных пользователей, и ситуация продолжает улучшаться.

- Как вы относитесь к многочисленным бесплатным шрифтовым библиотекам - можно сказать, единственному легальному конкуренту таких фирм, как ваша? К примеру, к проекту Николая Дубины "Веди"?

Я отношусь очень хорошо и к библиотеке, и к тому подвижническому делу, что взвалил на себя Николай, и к нему лично. Я думаю, это очень важно, что с одной стороны начинающие дизайнеры имеют возможность опубликовать свои работы, а с другой - пользователи имеют возможность сравнить коммерческие шрифты с бесплатными и почувствовать разницу. Наверное, нас нельзя рассматривать как конкурентов, поскольку мы занимаемся разными вещами. Мы, скорее, партнеры.

- Каким вы сегодня видите рынок шрифтового дизайна? Его основные лидеры, может быть, могли бы выделить частных разработчиков?

- Если говорить об отечественных производителях, то, кроме нас, профессиональной разработкой шрифтов как основной деятельностью занимается только фирма "Дабл Алекс". Замечательные акцидентные шрифты делает дизайн-студия Letterhead. Время от времени появляются шрифты производства других дизайн-студий, но, как правило, это побочные продукты какого-то более общего дизайн-проекта. Фамилии дизайнеров можно найти, например, среди победителей конкурса шрифтового дизайна "буква:раз!".
***

Как мы видим, список программного обеспечения - как для начинающего разработчика, так и профессионала - довольно широк. Но это не значит, несмотря на кажущуюся легкость, что любой может сесть и без соответствующего опыта сделать свой шрифт. Это очень кропотливый и тяжелый труд. Конечно, легче купить пиратский диск с заманчивым названием "5000 шрифтов", став, таким образом, соучастником преступления против всех тех людей, которые тратили время на их разработку. Но подождите, сделайте хотя бы одну СВОЮ букву. И, возможно, именно тогда у вас появится желание купить хотя бы один понравившийся шрифт.

Ссылки по теме:

Автор статьи: Стас Нестеренко


Рубрики статей
Все статьи
Аналитика
Программы
Игры
Интернет
Авторские права
Интервью
События в мире ПО
Рассылки
Новости мира ПО
Статьи: Мир ПО
Статьи: Программы
Статьи: Игры
Архив выпусков
  «   Ноябрь 2017   »  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Поиск в архиве

Логин / пароль:
запомнить




Наши партнеры:

 САПР и графика



Написать редактору  | RSSЭкспорт новостей и обзоров


Rambler's
Top100 Rambler's Top100

Разработка компании «Битрикс»
Разработано
«Битрикс»


Copyright © 2001-2017 ЗАО «Софткей»